Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения:
Шрифт: Arial TNR
Кернинг: 1px 2px 3px
Обычная версия
Выбор образовательного учреждения
Муниципальные учреждения:

Искусствоведы-краеведы → Блог RSS лента

Администратор блога: Тоита Ачханова
0.0
Все рубрики (4)
Традиции и обычаи чеченского народа
0 комментариев 0

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Традиции и обычаи чеченского народа
0 комментариев 0

  

Правила гостеприимства

правила гостеприимства у чеченцев

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям. 

Традиционные народные промыслы и ремесла чеченского народа
0 комментариев 0

Дом и предметы домашнего обихода

Посуда у чеченцев почти до конца 19 века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства.

Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская посуда  делалась обычно очень вместительной. А форму диктовало содержимое. Так, в кувшине с узким горлышком хранили топленое масло. Кувшин с широким горлышком предназначался для хранения и заквашивания молока. Кувшин для воды имел очень узкое горло, куда едва мог бы пройти детский кулачок, большую ручку и широкое круглое дно – чтобы  удобно было носить его на плече издалека - от реки или со дна ущелья.  Делали особой формы глиняные сосуды и для запасов зерна. Изделия искусных чеченских гончаров пользовались большим спросом.

Деревянную посуду вытачивали на токарных станках, которые приводились в движение бурным течением горных рек. Самые прочные породы дерева – дуб, клен - шли на изготовление  посуды. Из дерева кроме кухонной посуды  делали различную утварь и предметы домашнего обихода: бочки, спицы для колес, детали повозок. Детские люльки тоже изготовлялись из дерева. Причем конструкция была такой, что  люлькой пользовались и в доме, и вне его. Мать могла, например, привязав такую люльку к спине, взять ребенка с собой на полевые работы. Удобная форма и приверженность национальной традиции – причины того, что кое-где чеченские женщины пользуются такими люльками до сих пор. Впрочем, в домашнем обиходе сохраняются и другие деревянные изделия -  подносы, чашки, ложки, маслобойки.

Традиционная медная посуда:  тазы, кружки, чаны, казаны – тоже перешла из 19 века в нынешний быт.

Исторически сложилась простота и некая аскетичность чеченского жилища. Там был минимум мебели:  переносные деревянные кровати  и столики. Но бесспорным украшением помещений были изготовленные народными умельцами бытовые предметы. Кроме деревянных, медных и гончарных изделий это были произведения мастеров, работавших с шерстью и войлоком. Войлочные изделия были необходимой частью жизни: их подстилали, ими накрывались, украшали стены, утепляли комнаты.

Чеченские ковры обычно имеют многоцветный орнамент и бахрому синего и красного цвета.

 Бурка – это и надежная в любую непогоду одежда, и, в случае необходимости, своеобразное одеяло. Изготовлением бурок в основном занимались женщины, хоть  это был и весьма трудоемкий процесс. На работу уходило от 8 дней до месяца. Чеченские бурки, легкие, тонкие и теплые, славились. Чечня была основным производителем бурок на всем Северном Кавказе.

«Чеченское сукно» тоже было весьма знаменито в 19 веке. Из него шили даже вицмундиры.  Сукно изготовляли кусками на специальном ткацком станке, после этого долго мяли, поливая теплой водой, затем раскатывали на «каталке»  и на ней же сушили.

В равнинных районах Чечни были развиты промыслы плетения из тростника и лозы. Изготовлялись рогожи, циновки,  корзины.

Издревле чеченцы славились и как мастера по выделке кож.   В конце 19 века в Грозном  было даже 6 кустарных предприятий этого профиля, которые изготавливали обувь, чехлы для матрасов и теплую одежду из овчины – прообраз нын ешних дубленок.

Чеченские ювелирные украшения –  браслеты, бусы,спиральные кольца, перстни, подвески – в  древности изготовлялись из бронзы. Позднее к бронзовым украшениям добавились серебряные. Это, в частности, сугубо чеченские пуговицы, которые украшали одежду горянок. Они представляли собой клинообразные пластинки, застегивавшие одежду от груди до пояса.

Мужской и женский национальный костюм

В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и  эстетические принципы.Традиционный  костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа  скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для  изготовления одежды.

Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка  пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет -  на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а  для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее.Штаны  слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм  соответствовал эталону  мужской красоты,  который подразумевал стройность, подтянутость,  широкие плечи,  тонкую талию.

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна.  Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы –  карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с  зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века,  с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили  застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка  или пистолет.

Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и  лошадь  от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также  подстилкой и одеялом.Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В  дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.Для мужской одежды чеченцев характерна  темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди  носили белые бурки, черкески, папахи.

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны,  внизу собранные в оборку.  У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.  Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался  ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий  туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок.  На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с  гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение  женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но  обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.

Головной убор чеченки – платок. Девушки  складывали его углом, концы  проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали  платком.

Традиционный костюм чеченцев претерпел немало изменений в 20 веке. Но, надо сказать, что сельские жители, особенно пожилые,  и сейчас сохраняют  верность национальной одежде.

Оружие

ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО ОРУЖИЯ

Жизнь в горах многому учила чеченцев. Они стали отличными охотниками, строителями оборонительных сооружений,  воинами-защитниками. Горы помогали: засеет крестьянин поле,  идет в горы - руду искать. Найдет медную – делает посуду, свинцовую – отливает пули.

Первые средства обороны были из камня и дерева. Заостренные и круглые камни метали пращой с высоких боевых башен. Чисто чеченским  изобретением тех времен была «копьеметалка». Ее изготавливали  из саблеобразных  рогов  горных козлов. Рога укрепляли на деревянной подставке и натягивали между ними тетиву из ремней или турьих жил. Копье из такого орудия летело с огромной силой на большое расстояние. В ближнем бою использовали палицы. Из прутьев крепкого дерева плели щиты и кольчуги.  Щиты обтягивали кожей.

Самое крепкое  в кавказских лесах дерево  - граб - считалось священным, строить из него запрещалось. Из граба  делали  оружие, а из молодых побегов – стрелы, которые  имели плоскую форму и оперение,  придававшее им скорость и вращение. Орудием для стрел был так называемый «сложный» лук - большого размера, часто – с двумя тетивами; внутреннюю сторону укрепляли роговые пластины, а  внешнюю – кожа. Стрелять из такого лука мог только очень сильный человек, обладающий зоркостью и хорошей  координацией, чтобы попадать в цель на полном скаку. Стрелы использовали  вплоть до начала 18 века.     

С появлением металла чеченское оружие  прославилось саблями, шашками, кинжалами.  Изготовлявшие их мастера были известны далеко за пределами Чечни. «Яростнее медведя оружие», «Как волк оружие», - говорили в народе не случайно: в закалке клинка  использовали волчий и медвежий жир. Технология закалки передавалась от отца к сыну и держалась мастерами в тайне. Один из секретов дошел до наших дней:  раскаленную пластину, привязанную к длинному шнуру из ремней,  бросали  в пропасть  и  быстро поднимали. Считалось, что  скорость соприкосновения раскаленного металла с воздухом влияла на качество стали.  На изготовление сабли мастер вместе с подмастерьем  затрачивал более месяца,  на кинжал – около двух недель.

«Нет более надежного помощника, чем клинок», - гласит народная мудрость. Кинжал использовался не только в бою, но и в труде, охоте, танцах. До Кавказской войны  оружейники  не сильно заостряли конец кинжала.  Заколовший врага кинжалом  считался плохим бойцом, не умеющим владеть оружием.Сколь виртуозны были мастера при производстве орудия удара, столь изобретательны были и в средствах защиты. Например, «кхалкхан» - металлическая рогуля  - специфически чеченское  орудие защиты. Рогуля имела длину около полуметра и утолщенную ручку с деревянной рукояткой. Горцы прятали ее под верхней одеждой, в бою же молниеносно подставляли под  сабельный удар. Попавшая в рогулю сабля чаще всего ломалась. Второе предназначение рогули – подставка для кремневого ружья.

 Оружие горца было его гордостью, оно всегда блестело, бережно хранилось. Им украшали стены жилища, развешивая на коврах. Даже бедняки старались иметь качественное оружие.  

Народное художественное творчество
0 комментариев 0

Народное искусство достигло высокого развития у всех народов нашей страны. 
Под названием народного искусства (народного художественного творчества) принято понимать совокупность произведений зодчества (с декоративными украшениями), устного народного творчества (фольклора) и художественных промыслов. 
Народное искусство (фольклор). Крупный фольклорист профессор В. И. Чичеров дает следующую классификацию жанров народного поэтического творчества: былины, исторические песни, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни (трудовые, обрядовые, хороводные, игровые и плясовые, колыбельные и детские и др.), календарная поэзия и обряды (земледельческий календарь, религиозные суеверия в календарных обрядах, новогодняя обрядность, песни и гадания, масленичные обряды, заговоры, заклинания и др.), семейная обрядовая поэзия, народная драма, рабочий фольклор (частушки, сказы, революционные марши и гимны, песни 1905 г. и пр.). Зачастую фольклорное произведение может играть роль исторического документа. В нем отображаются отдельные события из истории гражданской войны, фабрик и заводов, колхозного строительства, Великой Отечественной войны и т. д.
Древнейшим жанром фольклора являются календарные обрядовые песни, связанные с культом земледелия, олицетворяющие добрые или злые силы природы, трудовые песни, четкий ритм которых, подчиняясь рабочему ритму, облегчал труд. Помимо обрядовых песен были семейные (свадебные, похоронные, заплачки и причитания), последние сохранились и до сих пор. Большое место занимали (и занимают) лирические песни: любовные, семейно-бытовые, рекрутские и солдатские, посвященные крепостному праву, бурлацкие, ямщицкие, тюремные, шуточно-сатирические. В XVIIIв. зародилась фабричная поэзия рабочих и еще позднее — частушки — современные коротенькие песенки.
Большое место в народном творчестве занимают сказки. Сказочных сюжетов очень много, еще больше различных вариантов сюжета со значительными или незначительными изменениями: сказки о животных, бытовые, волшебные сказки-легенды, короткие сказочные новеллы, анекдоты и сатирические сказки с излюбленными героями — глупым и жадным барином, попом, сметливым и смелым солдатом. Народные идеалы и мечты о счастье порождали сказки о крестьянском герое и его удачливой судьбе.
Особый жанр коротких афоризмов, выражающих народную мудрость и жизненный опыт, представляют собой пословицы, поговорки. Во все времена они пользовались и пользуются в наши дни большой популярностью, постоянно встречаются в произведениях художественной литературы (например, широко использованы в названиях пьес А. Н. Островского), в речах и выступлениях ораторов.
Былины, исторические и духовные песни - это произведения народного эпоса, имеющие особый склад и содержание. Былины - сказания героического характера, воспевающие подвиги, силу и мудрость древнерусских богатырей. 
Исторические песни сродни былинам. Они обычно посвящались реальным героям, существовавшим в истории: С.Разину, Е.Пугачеву, С.Юлаеву и т. д. В настоящее время они, как и былины, почти исчезли, сохранились лишь кое-где в северных областях: в Архангельской, Вологодской, на Печоре, в Карелии. Совершенно выродившийся вид народной поэзии — духовные стихи, обычно религиозного содержания. Пели их нищие, «калики перехожие» вблизи монастырей и церквей.
Песни, сказки, пословицы и поговорки не исчезли и в наше время. Теперь они наполнены новым, современным содержанием; народ вкладывает в них иные надежды, иные мысли и чувства.
Народное творчество во все времена оказывало большое влияние на литературу. Присущие отечественной художественной литературе национальные черты, народность, самобытность, образность, язык, - все они - следствие тесной связи с народом, его творчеством, его духовным богатством. Еще в дореволюционное время народ знал и любил лучших наших писателей и поэтов, пересказывал по-своему их произведения, озвучивал и пел стихи. В тех местах, где они подолгу жили, их культура влияла на население, воспитывала, просвещала. Это оставило заметные следы в развитии культуры края.
Очень интересен для изучения детский фольклор: дразнилки, игровые песенки, считалочки.
Получила широкое распространение народная самодеятельность: музыка и музыкальные оркестры, песенные хоры с многоголосьем, разнообразные народные танцы.