Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения:
Шрифт: Arial TNR
Кернинг: 1px 2px 3px
Обычная версия
Выбор образовательного учреждения
Муниципальные учреждения:

Фронтальная форма организации познавательной деятельности

1122 дня назад (25 декабря 2014)
Рубрика: Без рубрики
Фронтальная форма организации познавательной деятельности
В ходе занятия педагог обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся, используя различные формы ее организации. Организация учебной работы обучающихся теснейшим образом связана с формированием и укреплением коллектива. Этой цели соответствует фронтальное обучение, при котором коллектив выступает как единое целое, а каждый ребенок в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы.
Что же такое фронтальное обучение? Фронтальной формой организации учебной деятельности обучающихся называется такой вид деятельности педагога и обучающихся, когда все дети одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всей группой обсуждают, сравнивают и обобщают результаты этой работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он организует сотрудничество обучающихся и определяет единый для всех темп работы.
Педагог ведет работу со всей группой одновременно, общается с обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа. Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми воспитанниками для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространённая форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и на других видах учебных занятий. Фронтальная форма организации учебной деятельности способствует установлению особенно близких отношений между педагогом и группой, совместной дружной работе, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач. Фронтальное обучение способствует взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех обучающихся группы и их общий прогресс в обучении.
Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ребенка. Поэтому фронтальная работа на занятии сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала, которое применяется чаще всего для сообщения новой информации, широко используется фронтальная беседа. Постановкой вопросов (проблемных, наводящих и др.), комментариями и оценочными суждениями педагог направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый ребенок выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством педагога. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все обучающиеся принимают участие в обсуждении полученных результатов.
Назовем характерные черты фронтального обучения:
- Педагог ведёт работу и непосредственно общается со всеми обучающимися: рассказывает, объясняет, показывает и т.д. Всё, что необходимо знать и уметь каждому, показывается педагогом одновременно для всех.
- Происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие педагога на коллектив обучающихся, которое должно пробудить у них ответные мысли, чувства, переживания.
- Каждый обучающийся «потребляет» информацию, передаваемую педагогом, стремится ее усвоить.
- Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ребенка.
- Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения педагога держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого ребенка. Ее результативность повышается, если педагогу удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность воспитанников.
- Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, обучающийся ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определённую творческую активность.
- Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда начинают проявляться её негативные стороны: утрачивается обратная связь с коллективом, отсутствует взаимопомощь и сотрудничество обучающихся, снижается их социальная активность.
- Для фронтальной работы обязательной является общая оценка её результатов, ибо она в определённой степени способствует становлению коллективных интересов.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:
– воспитывает в обучающихся чувство коллективизма;
– позволяет обучаемым рассуждать;
– формирует устойчивые познавательные интересы;
– педагог получает возможность влиять на весь коллектив.
Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного обучающегося, в силу чего часто проявляются тенденции к побуждению обучающихся к единому темпу работы. К чему, в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков они не готовы. Дети с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны педагога, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем детям с высокими учебными возможностями. Сильные же обучающиеся нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, в заданиях поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию обучающихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности детей необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы и другие формы.
Так, где же эффективнее всего использовать фронтальную форму организации познавательной деятельности? При изучении нового материала и его закреплении. А вот применение полученных знаний лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Фронтально можно организовать проведение лабораторных работ, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ребенка. Работу можно заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном занятии лучшие стороны разных форм обучения.
0
Новый год -новая программа